cs go рулетка

Эмблема Капеллы

Главная страница
История Капеллы
Фестивали в Капелле
Репертуар Капеллы
Абонементы Капеллы
Певческая Капелла
Симфонический оркестр
Большой Зал Капеллы
Малый Зал Капеллы
Гостевая книга
История Академической Капеллы
Фасад Капеллы (конец XIX века)

         Государственная Академическая Капелла занимает особое место в истории культуры России. Это первое музыкально-профессиональное учреждение. Ровесница Санкт-Петербурга (300-летие города будет отмечаться в 2003 году). Пережившая со своим городом становление и расцвет, трудности и радости, Капелла стала очагом формирования русской профессиональной музыки. Здесь творили Бортнянский, Глинка, Львов, Балакерев, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский, и другие русские композиторы, благородными усилиями и выдающимися достижениями которых были проложены пути развития русской музыки как искусства глубоко национального, самобытного по духу и языку. Именно здесь, в прославленной Капелле, звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусорского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова...
         Но Капелла особенна и тем, что представляет собой уникальное, не имеющее аналогов в мире музыкальное учреждение, объединяющее концертную, музыкально-просветительскую и учебную деятельность. Капелла являет собой замечательный синтез хора, симфонического оркестра, учебного заведения и великолепного зала с органом, что позволяет осуществлять грандиозные творческие замыслы. Известны слова композитора Гектора Берлиоза, посетившего в середине 19 века Санкт-Петербург: "Эта Капелла лучше всех существующих и, может быть, когда-то существовавших подобных учреждений в Европе". Действительно, в конце 19- начало 20 в.в. Капелла становится одним из крупнейших музыкальных центров Европы.
         Основой на которой сформировалось это замечательное явление отечественной культуры была Певческая Капелла, ведущая свое начало еще с 1479 года. Тогда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков, ставший колыбелью русского хорового искусства. В эпоху Петра I хоровое пение было неотъемлемой частью придворной культуры.
         Любое дело начиналось с общего молитвенного пения. Во всех походах, в дни торжеств и будни Петра I сопровождали "Певчие дома его Величества" - так именуются в документах начала века государевы певчие дьяки. Царь оказывал большое внимание своей певческой братии. Много времени проводил в их обществе, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава и нередко принимал участие в пении, исполняя партию баса. Сопровождал Петра I хор и в мае 1703 г., когда в устье Невы были положены первые камни в основание новой столицы русского государства. Гром орудийных салютов, возвестивших о рождении Санкт-Петербурга, слился в тот день со здравицей во славу новой русской столицы, которую пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Капелла Санкт-Петербурга.
         апелией придворных певчих" или "придворной Капелией" хор стали называть во времена царствования Елизаветы Петровны. Это слепок с названия вокально-инструментальных коллективов, служивших при европейских дворах. Несколько позже, в 1763 г. при Екатерине II, за ним закрепилось название "Придворная певческая Капелла".
         Жизнь Капеллы XVIII столетия является наглядным отображением европейской ориентации государственного управления России. Стремительно увеличивается количество придворных певчих. Если в 1743 г. в состав придворного хора входило 37 певчих, то в 1748 г. - их 57, а в 1764 - 72 человека (40 взрослых, 31 малолетних певчих и 1 уставщик). Постепенно меняется и расширяется репертуар хора, а также сфера его исполнительской деятельности. Елизавета Петровна ревностно относилась к церковной службе и испытывала большое удовольствие от церковной музыки, которой была обучена с юности. Во дворце кроме небольшой придворной капеллы недалеко от апартаментов императрицы находилась еще для ежедневных служб вторая маленькая капелла. В ней имелся особый пульт, за которым императрица участвовала в пении вместе с женским хором. Желая сохранить стиль русской духовной музыки, она не разрешала во вновь сочиненных духовных песнопениях смешения с итальянским стилем, так активно внедряющимся в придворную музыку России. Но вместе с тем, со времен Елизаветы придворный хор начинают использовать в театральных постановках и камерном музицировании. Впервые придворные церковные певчие были введены в два хора итальянской оперы "Климентина", поставленной по случаю коронации императрицы Елизаветы в 1742 году. В начале 50-х годов в день рождения Елизаветы Петровны хор придворных певчих выступает при дворе уже с исполнением итальянской музыки.
         При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы - Сарти и Галуппи, которые стали сочинять также произведения духовной музыки для православной церкви на славянские тексты в итальянском стиле. Обучение "итальянскому" пению заняло прочные позиции в Певческой Капелле. Мастерство придворных певчих, соединяющих традиционную церковную и итальянскую манеру пения, восхищала многих, особенно иностранцев. По словам Иоахима Штернберга - немецкого путешественника, "Это пение проникает до глубины души: невольно чувствуешь благословение и побуждение к прославлению Высочайшего Существа.
         Творческий облик Капеллы всегда определяли выдающиеся личности ее художественных руководителей. В начале творческого пути управление Капеллой в течении нескольких десятилетий осуществляли итальянские маэстро Балтазар Галуппи (учитель Бортнянского), Томазо Траэтта, Джованни Панзиэлло (сочинивший здесь своего знаменитого "Севильского цирюльника").
         В дальнейшем с историей Придворной Певческой Капеллы, в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского - "Русского Моцарта", самой авторитетной фигурой в музыкальном мире России того времени. Руководя Капеллой с 1796 по 1825 годы, он смог создать хор, ставший славой и гордостью отечественной музыкальной культуры. Созданные им произведения для хора подняли на необычайную высоту авторитет русской певческой культуры. Роберт Шуман после посещения Санкт-Петербурга отмечает: "Капелла - самый прекрасный хор, который нам приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно..."
         Высокие традиции Певческой Капеллы, заложенные Бортнянским, были успешно продолжены впоследствии А.Ф. Львовым, руководившим Капеллой с 1836 по 1861 года, М.И. Глинкой, проработавшим несколько лет капельмейстером хора и хормейстером Г.Я. Ломакиным. С 1861 по 1883 годы управляющим Капеллы становится Н.И. Бахметьев, большой знаток традиций русского церковного пения. При нем по сути завершилось создание Придворной Певческой Капеллы, которая имела в своем составе большой хор, участвовавший в церковных службах, открытых концертах и оперных спектаклях, музыкальную школу, регентские курсы, оркестр и небольшой концертный зал.
         ХIX век оказался очень плодотворным для Капеллы. Ораториальная форма занимает значительное место в репертуаре хора: "Времена года" и "Сотворение мира" Гайдна, "Реквием" Моцарта, "Мессия" Генделя, "Мессы" и "Реквием" Керубини, "Месса до-мажор" и Девятая симфония Бетховена, "Реквием" Берлиоза... Предметом особой гордости является событие 26 марта 1824 года, когда одно из лучших произведений Бетховена "Торжественная Месса" (Missa solemnis), по просьбе самого композитора было впервые исполнено на сцене Капеллы. Но постоянное место в репертуаре хора имеет духовная музыка. "... Нигде в мире нельзя было услышать нечто подобное, - читаем мы в публикациях того времени. - Поражались стройности пения в особенности приезжие иностранцы, и даже папский нунций нашел, что наши придворные певчие поют лучше, чем папские певчие в Сикстинской Капелле".
         Десятилетие 1883 - 1893 г.г. в истории Придворной Капеллы стало этапным Перемены, возникшие со вступлением на престол Александра III, коснулись и Придворной Капеллы. Бахметьев получил отставку. Положение и штаты ее были выработаны вновь. Начальником был назначен граф С.Д. Шереметьев, управляющим - М.А. Балакерев, заместителем - Н.А. Римский-Корсаков. Это время знаменательно не только интенсивной концертной деятельностью, подготовкой целой плеяды талантливых учеников, впоследствии композиторов и дирижеров, чьим творчеством по праву гордится русское музыкальное искусство. Благодаря значительным усилиям администрации, в 1886 - 1889 годах по проекту архитектора Л.Н. Бенуа был кардинально реконструирован комплекс зданий Капеллы, не изменивший своего облика по сей день.
         Здание Капеллы располагается в центе Санкт-Петербурга на левом берегу Мойки, прекрасно вписывается в панораму Дворцовой площади. Императорская Придворная Певческая Капелла поселилась здесь в 1808 году, когда "Высочайшим указом" Александра I дом был приобретен казной для "устройства в нем придворных певчих". Капелла в ту пору представляла собой совокупность нескольких корпусов: 3 этажного центрального, занимаемого малолетними певчими, жилых флигелей на Мойке и Б. Конюшенной (построенных архитектором Ю. Фельтеном для себя, поскольку он был владельцем этого дома с 1773 по 1784 года), служебных помещений. Собственного концертного зала Капелла не имела. Лишь в 1830 году был возведен небольшой концертный зал, просуществовавший до 80-х годов прошлого века и немало послуживший прославлению хорового искусства Капеллы. Обветшавшие здания Капеллы после значительных усилий руководства было решено ставить на капитальный ремонт. Из письма графа С.Д. Шереметьева статс-секретарю Н.С. Петрову: "Государь Император при последнем своем посещении Придворной Капеллы в феврале сего года Высочайше повелел соизволить приступить к перестройке зданий Капеллы, начиная с сооружения Концертного зала". В 1886 году на конкурсной основе "Высочайше соизволил одобрить проект академика Бенуа, повелев: приступить ныне же к осуществлению этого проекта". Леонтий Николаевич Бенуа был не только автором проекта перестройки зданий Капеллы, но и практически в течении трех лет осуществлял руководство возведением и отделкой корпусов, выполнял эскизы интерьеров мебели, фурнитуры и вел документацию по строительству. Центральное место в архитектурной композиции Капеллы занимает Концертный зал. К его созданию архитектор отнесся с огромным вниманием. Несомненно, зал стал одной из главных удач строителя Капеллы не только по внешнему убранству, но и по своим акустическим характеристикам. Проблема "хорошего резонанса чрезвычайно занимала архитектора. Используя эффект скрипичной деки в соотношении пола и потолка, использование железных ферм, что по тем временам было чрезвычайно смелым решением, строительные материалы, вплоть до обивки буковых стульев, были тщательно продуманы.
         Время доказало правоту архитектора. За залом Капеллы установилась репутация отличного, а по некоторым отзывам и идеального в акустическом отношении зала. Проектируя концертный зал Л. Бенуа планировал установку органа в нем. Однако, по ряду причин архитектору не удалось осуществить свой план. Лишь в 1927 году был установлен орган, перенесенный из Голландской реформаторской церкви. Инструмент удачно вписался в интерьер и акустику зала: он был установлен на месте предназначенном для органа архитектором, а построен в 1891 году фирмой "E. F. Walcker".
         Не ослабевает творческая активность Капеллы и после Октябрьской революции. Переименованная в 1918 году в Петроградскую хоровую Академию, а в 1922 году в Ленинградскую Государственную Академическую Капеллу, она продолжает деятельность по пропаганде музыкальной классики. Исполняются Месса h-moil и "Страсти по Матфею" Баха, "Осуждение Фауста" Берлиоза, Реквием Брамса, "Колокола" Рахманинова, Вторая симфония Малера, "Орфей" Монтеверди, Реквием Брамса, "По прочтению псалма" Танеева, "Легенда о Святой Елизавете" Листа. Важное место в репертуаре хора занимают и произведения современных композиторов. Звучат "Антигона" и "Царь Давид" Онеггера, "Свадебка" и "Царь Эдип" Стравинского, "Песни Гурре" Шенберга, хоря Р. Штрауса и Хиндемита, Чеснокова и Коваля, Давиденко и Богданова.
         Художественный руководитель и главный дирижер М.Г. Климов, отдавший Капелле 15 лет своего неустанного труда, сыграл большую роль в истории жизни хора. В период его руководства Капелла приумножила свои достижения. Это подтвердили триумфальные гастроли Капеллы в 1928 году в крупнейших городах Латвии, Германии, Швейцарии и Италии. Берлинская газета "Берлинер вестен" в те дни писала: "... не будет преувеличением, если причислить Российский государственный хор к лучшим хорам мира". Греческий дирижер Д. Митропулос в 1933 так отзывался о хоре: "Не только никогда не слыхал ничего, подобного исполнению Капеллы, но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла - восьмое чудо в мире".
         Не останавливается деятельность Капеллы и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированный в 1941 году в город Киров, хор выступал в воинских частях, в госпиталях, на заводах и фабриках, выступал с концертами в городах Поволжья, Сибири, Средней Азии.
         В послевоенные года Капелла вернула слушателям такие шедевры мировой и русской классики, как "Реквием" Моцарта, "Самсон" Генделя, "Времена года" Гайдна, "Весна" Рахманинова, "Москва" Чайковского, "Иоан Дамаскин" Танеева.
         В разные годы хором руководили такие выдающиеся музыканты, как А.В. Свешников, Г.А. Дмитриевский, А.И. Анисимов, Е.Г. Кудрявцева, Ф.М. Козлов, внесшие свой вклад в работу коллектива. На высоких традициях Капеллы воспитывались и продолжают воспитываться поколения лучших отечественных хоров. Здесь получили музыкальное воспитание А.В. Александров, В.А. Дранишников, А.Г. Флярковский, А.С. Дмитриев, В.А. Чернушенко, А.А. Юрлов, Д.Г. Китаенко, В.А. Атлантов и многие другие.
         К сожалению, после1917 года Капелла как единое учреждение постепенно подверглось распаду: симфонический оркестр был передан в ведение Филармонии, регентские классы прекратили свое существование сразу после революции, хоровое училище было выведено из состава Капеллы в 50-х годах. Это отрицательно сказалось на реализации огромных творческих возможностей Капеллы и на подготовке музыкальных кадров.
         В 1974 году руководителем Капеллы становится Владислав Чернушенко. С его приходом начинается новый этап в творческой деятельности Капеллы, связанный, прежде всего, с возрождением ее исконных исторических традиций. В короткие сроки хор под его руководством воссоздает свою прежнюю форму и возвращается в число лучших хоровых коллективов мира. С 1991 года начал вновь функционировать симфонический оркестр Капеллы. На очереди возвращение под крышу Капеллы хорового училища.
         Возрождение хора соединилось с возрождением русской духовной музыки, в советское время, в силу "идеологизации" культуры, находившейся под запретом. Благодаря В. Чернушенко в репертуар хора возвращен ценнейший пласт отечественной культуры - творения русской духовной музыки. "Литургия" и "Всенощная" Чайковского, "Всенощное бдение" Рахманинова, "Страстная седмица" Гречанинова, хоровые сочинения Березовского, Бортнянского, Архангельского, Чеснокова. Исполнение Хором Капеллы духовных песнопений XV - XVII в.в. (впервые за два столетия) можно отнести к открытию мирового масштаба, подобное открытию шедевров древнерусской иконописи или древнерусской литературы. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты XVII - XVIII в.в., канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. Капелла заботливо сохраняет и восстанавливает "золотой фонд" своего классического репертуара. Реквием Мо царта, Девятая симфония Бетховена, Реквием Верди, "Страсти по Иоанну" Баха, Большая месса Моцарта, "Иоанн Дамаскин" Танеева, "Колокола" Рахманинова, "Москва" Чайковского - эти творения мастеров прошлого и сегодня в репертуаре коллектива. Творческая направленность работы коллектива строиться с учетом широкого профиля деятельности Капеллы, которая на протяжении всей своей долгой истории была ансамблем, с равным мастерством исполнявшем крупные кантатно - ораториальные сочинения с сопровождением оркестра, произведения для хора a capella, симфонические произведения. Такой многоплановый диапазон репертуара стал возможным с восстановлением деятельности симфонического оркестра в 1991 г. (главный дирижер - Александр Чернушенко).
         Программы творческих коллективов Капеллы насыщены и интересны: "Кармина Бурана" Орфа, симфония